Запишись на бесплатное занятие

Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста.

                                                

Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?

Возраст 6-7 лет связан с наступлением переломного, крити­ческого периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка пере­живаний. Она связана с завершением дошкольного цикла разви­тия и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 7 лет — начало диффе­ренциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, ут­рата непосредственности, привнесение в поступки интеллекту­ального момента.

Вам известно состояние ожидания, когда кончается важней­шая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притя­гательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одоле­вают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радо­стное нетерпение, опасение неизвестности… Все так перепута­но, трудно… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься, а потом стыдишься себя и от этого становится еще труднее.

То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот бо­лит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится… Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.

Как все мы, так и дети 6-7 лет реагируют на состояние неоп­ределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрес­сам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредото­ченность, замкнутость или демонстративность… Ребенку труд­но. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризи­са, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам завершается морфоло­гическое созревание лобного отдела больших полушарий голов­ного мозга, что создает возможности для осуществления целе­направленного произвольного поведения, планирования и вы­полнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвиж­ность нервных процессов, отличается большее, чем у дошколь­ников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие ха­рактерные особенности младших школьников, как непоседли­вость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания за­служивают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые дви­жения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учи­тывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работо­способности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что го­товность к школьному обучению — многокомпонентное образо­вание, которое требует комплексных психологических исследо­ваний. В структуре психологической готовности принято выде­лять следующие компоненты: личностная, интеллектуальная, социально-психологическая готовность.

Использованная литература: «В школу с радостью».  Е. Д. Шваб., 2007.

04.09.2012


Комментарии закрыты.



Мероприятия | Наши правила | Цены | Отзывы | Вопрос-ответ | Медиатека | Логопед | Психолог

Продвижение сайтов - SuperGeek