Запишись на бесплатное занятие

Раннее развитие ЗА и ПРОТИВ

Термин «раннее развитие» многие воспринимают по-разному. Отсюда и так много споров. Кто-то представляет себе насильное штудирование карточек и «лепку вундеркинда», для кого-то это издевательство над ребенком, а для кого-то это ключ к успеху.

В нашей работе под словами «раннее развитие» понимается не перескакивание естественных процессов развития, а своевременное развитие потенциальных возможностей человека раннего возраста.

За последние десятилетия было сделано много открытий в области психологии, нейрофизиологии детства, в которых делается акцент на том, что именно в возрасте до 3 лет ребенок впитывает информацию в несколько раз больше, чем в более старшем возрасте. Действительно, с момента рождения до 3 лет человек в своем развитии делает самый большой скачек в развитии. «Ни в каком другом периоде детства не наблюдается такого быстрого увеличения массы и длины тела, развития всех функций мозга. Уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются сенсорика, движения, малыш овладевает речью)». А к трем годам он чувствует себя уже отделенным от матери самостоятельным человеком.

По поводу того, что первично наследственность или среда развития до сих пор ученые не пришли к выводу, однако бесспорно одно, что оба эти фактора влияют однозначно. И многие предпосылки для дальнейшего развития закладываются именно в возрасте до 3 лет, поскольку это время, когда формируется около 75% всех нейронных соединений, а к 7 годам процесс формирования мозговых структур практически полностью заканчивается.

Нейронные связи формируются за счет получения и переработки новой информации. Дети до 3 лет особенно ориентированы на реакции извне. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. И если информация вокруг бедна и однообразна, темп развития ребенка замедляется, в том числе и из-за медленного формирования нейронных связей.

Американские исследователи Крег и Шэрон Рэмей, проводившие исследования по раннему развитию детей,  называли данный период «окном возможностей». Японский инженер и предприниматель Масару Ибука, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, считает, что «После трёх уже поздно».

Еще в начале 70-х годов в газете «Московский комсомолец» вышел ряд статей семьи Никитиных о развитии детей, где они делали акцент на важности нахождения чуткой матери рядом с ребенком в возрасте до 3 лет, физическом, нравственном, интеллектуальном воспитании.

Зачастую в центрах раннего развития, а также в садах в силу современных тенденций раннего обучения чтению, счету идет перекос в  интеллектуальное развитие. Не редко встречаем на занятиях родителей, которые в серьез переживают, что их ребенок в 2 года не хочет заниматься цифрами. А в 4 года занятия проводятся чуть ли не по школьной программе. Причем, как в государственных, так и в частных садах.

Об этом говорил  Д. Сигел, который считал, что хотя занятия с раннего возраста и ускоряют развитие мозга ребенка, необходимо уделять особое внимание когнитивному развитию. Он определил, что «Тепличное» воспитание – деятельность взрослого, направленная на освоение школьной программы в раннем возрасте, способствует усвоению школьных предметов, однако уменьшаются возможности социальной адаптации ребенка и его личности. Регулярные занятия родителей с маленькими детьми по установленной школьной программе имеют для малыша серьезные негативные последствия, которые выражаются в их социальном и эмоциональном развитии. У таких малышей не хватает свободного времени для игр, у них не развивается мотивация достижений и гаснет способность к неформальному общению.

Такие программы предопределяют дефекты в когнитивном развитии детей, у них много навыков, хорошая память, но обеднены представления о физическом мире. Результатом «тепличного» воспитания является неразвитость индивидуальности, такие дети имеют недостаточный эмоциональный опыт, сниженную мотивацию к творческому поиску и самостоятельному решению проблем».

В таких условиях гасится интерес ребенка к познанию, творческому мышлению, самостоятельности. Часто дети, сильно интеллектуально развитые выглядят эмоционально тусклыми, а дети, посещающие детский сад либо подавленными, либо вне стен детского сада избалованными, как собачка, которую выпустили на волю.

При этом нужно понимать, что для того, чтобы отправить ребенка в свободное плавание вне дома, нужно заложить в него основу уверенности в себе, безопасности окружающего мира, широту взглядов, интересов, любознательность, тогда в любой среде он найдет занятие себе по вкусу и будет спокоен.

Многие специалисты подтверждают, что лучший возраст для того, чтобы отдать в детский сад ребенка — это 2,5 года. К этому времени уже должны быть сформированы его способности к самообслуживанию, уверенность в себе, он может занять себя сам, у детей в этом возрасте особенно ярко проявляется чувство «я сам», при этом к 3 годам появляется пик возвращения к маме, когда ребенок снова хочет стать маленьким и не отпускает маму от себя. При этом и ограждать ребенка от общения с детьми до этого возраста тоже не следует, поскольку именно социализация научит ребенка спокойно воспринимать чужих взрослых и посторонних детей, научит повторять действия, заниматься вместе.

Добавлено: Сентябрь 22, 2019


Написать нам:



Мероприятия | Наши правила | Цены | Отзывы | Вопрос-ответ | Медиатека | Библиотека | Логопед | Психолог

Продвижение сайтов - SuperGeek
Яндекс.Метрика