Левополушарники, правополушарники и не только
Всем известно деление людей на «мыслителей» и «художников» в зависимости от того, какое полушарие (соответственно, левое или правое) является ведущим. Это деление достаточно примитивно. Вовсе не обязательно, чтобы у правополушарника не было способностей к решению задач, а левополушарник не мог бы сочинить музыку. И вовсе не обязательно правополушарник — левша. Всегда необходимо учитывать множество других факторов и смотреть немного глубже.
Правшество и левшество формируются к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Изначально все дети «левши», так как ведущим у них является правое полушарие. Постепенно оно передает левому полушарию те основные функции, которые то и должно выполнять. У детей с теми или иными трудностями в развитии такая передача может задержаться и проходить несвоевременно.
Итак, каковы же основные структурно-функциональные особенности полушарий головного мозга человека?
Левое полушарие является вербальным (регуляция речи), отвечает за анализ, классификацию, «разложение по полочкам» информации, осуществляет строгий контроль за произвольными движениями, за выполнением правил. Это полушарие делит всю информацию на части, на детали и анализирует их. Оно отвечает за абстрактно-логическое мышление, за последовательную обработку сигналов, осуществляет анализ времени.
Правое полушарие является невербальным, отвечает за синтез, целостность, «собирание в кучу» информации, за параллельную обработку сигналов и предвидение движений. Именно оно отвечает за образное конкретное мышление, за анализ пространственных признаков.
Оба полушария по-своему важны, важно их здоровое, гармоничное взаимодействие, ведь каждое из них вносит свой вклад в развитие психики, в возможность активного познания и освоения окружающего мира и нахождения в нем человеком своего достойного места.
Есть дети правши и левши. Но есть и лево-, правополушарники, с высокой или низкой степенью праворукости. Эти особенности обязательно надо учитывать, например, при подготовке детей к школе, при выборе школы или дополнительных занятий, просто при воспитании. Ведь данные факторы серьезно влияют и на черты характера, и на поведение, и на возможности ребенка в освоении знаний, даже на возможности ребенка, а затем и взрослого, добиться успехов в той или иной профессиональной деятельности.
Праворукие, с ведущим правым глазом и правым ухом, как правило, левополушарники («мыслители»), Праворукие и левши с ведущим левым глазом и левым ухом, как правило, правополушарники («художники»).
Праворукие с ведущим левым глазом и правым ухом; праворукие с ведущим правым глазом и левым ухом — смешанный тип функциональной ассиметрии мозга.
«Мыслители», левополушарники характеризуются рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, рассудительностью, но при этом некоторой заформализованностью, слабой эмоциональной отзывчивостью и неумением контролировать свои эмоции.
«Художники», правополушарники эмоциональны, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут сразу схватывать явление в целом, без анализа деталей. Такие дети, в отличие от «мыслителей», «видят за деревьями лес». И они могут, например, выдать ответ задачи, затрудняясь объяснить последовательность своих рассуждений.
Почему так важно иметь представление об особенностях ребенка с точки зрения функционирования и зрелости его конкретного мозга, его межполушарной асимметрии? Например, потому, что в настоящее время многие специалисты выделяют следующие основные причины школьной неуспеваемости:
• Предъявляемые школьнику требования могут не совпадать со стадией функционального развития его мозга, опережая возрастную готовность к выполнению поставленных задач.
• Отдельные структуры мозга могут отставать в анатомическом развитии и, следовательно, в формировании функциональных систем психики ребенка.
• Могут оказаться недостаточно развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи.
• Предлагаемые методики обучения могут не соответствовать типу мышления и даже половым особенностям познавательных процессов школьника.
• Предлагаемые методики могут также не учитывать ведущий канал восприятия ребенка, что может в разы сокращать объем информации, реально получаемый и перерабатываемый мозгом. Например, массовая школа чаще всего ориентирована на аудиалов (получают информацию посредством слуха), и, если ребенок кинестетик, то ему сложно будет воспринимать слуховую информацию.
• В настоящее время основной упор при подготовке к школе делается (особенно в частных школах раннего развития) на обучение письму, чтению, счету, а на самом деле важно развивать познавательное мышление ребенка, умение размышлять, классифицировать, обобщать. Поэтому важно оценить на экспресс-диагностике уровень понятийного мышления ребенка.
В результате такого неправильного подхода, отсутствия учета фундаментальных особенностей развития мозга возможны нарушения межполушарного взаимодействия, блокирование активности ведущего и перегрузка менее активного полушария, что приведет в результате не только к снижению обучаемости, худшим результатам в учебной деятельности, но даже и к невротизации детей.
Поэтому так важны дифференцированное обучение, а также, несомненно, и все воспитание в целом, учитывающие возрастные и физиологические особенности ребенка, что будет способствовать устранению дисбаланса в работе мозга, снижению и профилактике утомляемости.
И, самое главное, именно нейропсихология дает в руки родителей и специалистов инструмент для развития, активизации и коррекции работы мозга ребенка, а, значит, и улучшения всех показателей здоровья ребенка. Это — нейропсихокоррекционные упражнения, а, более конкретно — Нейройога.
Используемая на наших занятиях система монтессори, основана на индивидуальном подходе к ребенку и нацелена на развитие желания познавать, размышлять через самостоятельное изучение материала с помощью взрослого. И если педагог, как и родитель, будет знать, к какому именно психологическому типу относится ребенок, будут эффективнее проходить занятия. Иногда родители на занятиях торопят ребенка, хотят пройти с ним побыстрее как можно больше материала. Но это в корне не верно. И педагоги группы стараются объяснить родителям, что у каждого свой темп развития и интересов. А предлагаемая в нашем центре методика диагностики поможет быть уверенным в правильности выбранного пути, а может и подкорректировать некоторые взгляды на воспитание.
Статься написана на основе материала «Центра управления стрессом».
22.02.2012