О методике монтессори
Методика Монтессори. Мария Монтессори — итальянский педагог-гуманист (1870-1952гг), посвятивший свою жизнь созданию специальной методики воспитания и развития детей. Не все знают, что в России в
Мария Монтессори провела огромную работу по изучению работ великих педагогов и не только соединила их в одну, но и применила на практике.
Главной целью педагогики Монтессори стало воспитание свободного человека — самостоятельного, обладающего чувством собственного достоинства. Формирование этих качеств происходит уже в раннем детстве. Например, ребёнка надо как можно раньше приучить обслуживать себя: это не только помощь взрослым, но и воспитание независимости, лежащей в основе уважения к собственной личности.
Особенностью среды является ее приближенность к реальной взрослой жизни. Здесь есть утюг и доска для глажения белья, сушилка, тазики для стирки одежды, посуда, терка, ножи … Здесь можно повозиться в песке, воде, горохе. Такая деятельность позволяет не только научиться навыкам в практической жизни, но и развивает координацию движения, подготавливает руку к письму, делает массаж.
Большое значение Монтессори придавала воспитанию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и развитию мелкой моторики. Известно, что дети, которые в раннем возрасте научились хорошо выполнять мелкие движения руками, значительно опережают сверстников в умственном развитии.
Полный набор специального обучающего оборудования и материалов, разработанных из экологически безопасных материалов позволяет развивать сенсорику, логику, мелкую моторику, навыки практической жизни, творческие способности, дают представления о математике, русском языке, окружающем мире. Также ребенку предоставляется возможность заниматься творческой деятельностью: лепить, рисовать, клеить, узнавать новые методы рукоделия. Для детей постарше будет интересно познакомится с алфавитом, как русским, так и английским, цифрами, научиться читать, писать.
Все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают. Так осуществляется свобода выбора. Каждый дидактический материал в такой среде только один. Так провоцируется общение и устанавливаются правила поведения в маленьком сообществе. Вся мебель в группе сделана под рост ребят. Так среду делают удобной для маленького человека
А, главное, — ребёнок имеет право сам решить, когда, с чем и сколько времени ему заниматься. Он занимается тем, что ему интересно. Педагог предлагает всем или каждому определенный вид деятельности, а ребенок сам решает, хочет он этого или нет. Например, если, имея даже самую укомплектованную и упорядоченную среду, взрослые начинают навязывать ребёнку какую-то, на их взгляд, полезную деятельность, то они рискуют столкнуться с яростным сопротивлением такому «воспитательному воздействию». Психологический контакт, доверие между взрослым и ребёнком, внимание к личности и потребностям развития малыша — вот слагаемые успеха.
Помните, что ребёнок вам ничего не должен. Немы, а природа определяет естественный темп развития вашего малыша, и он лучше нас осознаёт свои потребности в познании, исследовании мира.
В возрасте примерно до трёх лет ребёнок исследует простейшие свойства материала и ему можно позволить самостоятельно манипулировать дидактическим материалом.
После трёх лет важно, чтобы малыш научился сознательно классифицировать свойства и называть их. Ребёнок не может знать о назначении материала, пока Вы не покажете ему, как его использовать. Признаком своевременности предложенного материала становится желание ребёнка самостоятельно повторять показанное упражнение, добиваясь всё больших успехов в точности его выполнения. Ребёнок сам решит, где следует остановиться.
По мере взросления Вашего малыша поощряйте его желание делать что-то самостоятельно, но прежде покажите ему новое для него упражнение медленно и чётко, выделяя каждое движение. Не ждите, что всё сразу получится идеально. Ваш ребёнок, как и любой человек, имеет право на ошибку.
Не старайтесь уличить ребёнка в том, что он чего-то не знает или не умеет. Сделайте над собой усилие и откажитесь от таких слов, как «не мешай», «нельзя», «не надо». Категорические запреты и замечания сделают вашего малыша неуверенным в себе.
Это вовсе не означает, что ребёнку надо всё разрешать. «Свобода, — замечает Монтессори, — не имеет никакого отношения к вседозволенности». Вы можете и иногда должны проявлять твердость и настойчивость, но не насилие. Чтобы было проще договариваться с ребенком, введите правила, которые будут регулировать ваши отношения.
В группах Монтессори они таковы:
Можно брать любые материалы (предметы), но после работы обязательно вернуть их на место в том виде, в котором их взяли, и убрать за собой рабочее место.
С материалом работает тот, кто первым его взял, он же выбирает: допускать или не допускать в свою работу партнера. Нельзя отбирать материал у другого.
В Монтессори-педагогике специальные небольшие коврики раскатываются на полу и являются своеобразным рабочим местом, на котором ребенок располагает развивающий материал. Мы работаем умело, каждый в группе занят делом!
Малыш самостоятельно выбирает вид деятельности и ее продолжительность.
Малыш имеет право НЕ заниматься с материалом, а вместо этого наблюдать за работой других. Наблюдение — один из важнейших способов познания.
Во время занятий, когда остальные работают, рекомендуется соблюдать тишину и вести разговор шепотом или тихим голосом.
Не втягивать малыша в какую-либо деятельность насильно. Ребенок имеет право НЕ заниматься с остальными.
Подобная организация занятия дает возможность к самостоятельности, при этом дисциплинирует человека, учит уважать других, а также дает навыки самообслуживания и самоорганизации.
Основной девиз метода: «Помоги мне это сделать самому!»
29.11.2010